МАДАГАСКАР

География
Природа
Население
Культура
История
Экономика
Политика
Литература
Туризм

Карта сайта
Поиск по сайту
Партнеры

Try the orangesmile.com: B&B, hostels, hotels in Bologna , its easy.

Главная / История Мадагаскара / Древний период

   Если всмотреться в лица детей, живущих на Центральном нагорье, легко заметить, что они ничем не отличаются от лиц детей Явы или Суматры. А улыбка народов везу или сакалава заставляет вспомнить об Африке... По сей день ведутся споры о том, кто первым заселил Мадагаскар - африканцы или азиаты. Казалось бы, после взгляда на карту не возникает вопросов - Мадагаскар от Африки отделяет только Мозамбикский пролив, и поэтому, по очевидной логике географии, остров был заселен африканцами. Однако, как уже отмечено, многие жители острова, особенно его центральной части, внешне неотличимы от жителей Индонезии, находящейся в тысячах километрах к востоку, за Индийским океаном. Помимо этого, родной для подавляющего большинства жителей страны малагасийский язык имеет явные связи с индонезийскими языками, и поэтому участие жителей Юго-Восточной Азии в этногенезе малагасийцев не только несомненно, но, по-видимому, они внесли основной вклад в этногенез большинства жителей Мадагаскара.

   Малагасийцы применяют те же способы выращивания и обработки риса, носят такую же одежду, используют такие же кузнечные мехи, как и индонезийцы. Духовое ружье, или стрелометательная трубка, применявшаяся в прошлом на Мадагаскаре, широко распространено среди индонезийских народов. Лодки с балансиром, встречающиеся в некоторых районах Мадагаскара, типично индонезийские. Погребальные сооружения народа сакалава в западной части острова напоминают аналогичные сооружения на полуострове Индокитай, а семейные склепы знати на севере страны похоже на филиппинские. Жилища вождей украшают такие же вырезанные из дерева скульптуры птиц или "рога", как на юге Индокитая и на островах Полинезии. Дома в малагасийских деревнях почти повсеместно имеют прямоугольную форму и острую крышу в отличие от круглых построек, столь характерных для Африканского континента.

   Однако возникает вопрос - когда и как первые индонезийцы стали проникать на остров. Очевидно, что это произошло еще в древности, за многие столетия до того, как Мадагаскар впервые посетили европейцы.

   Ветровой режим над Индийским океаном издавна создавал условия для дальних двусторонних плаваний древних мореходов, какими были индонезийцы. "Отлаженный" и неизменный "график" муссонов определяет и сезонную устойчивость поверхностных течений в Индийском океане.

   Лето - наиболее благоприятное время для плавания от острова Ява к Мадагаскару с попутным Южным пассатным течением. Его длина составляет 3300, ширина 280 миль, а средняя скорость 1,5 узла. Если, малайские мореплаватели не пользовались бы парусами и веслами, то им потребовалось около трех месяцев для плавания. С косыми парусами они могли пересекать океан в 4 - 5 раз быстрее, чем в пассивном дрейфе по течению. Таким образом, плавание на Мадагаскар в августе (примерно по 10' южной широты) могло занимать всего лишь около 20 - 30 суток. (на островах Каргадос, расположенных на пути к Мадагаскару, был случай с дрейфом рыбаков, попавших в пассатное течение. Буквально через неделю рыбаки оказались у мадагаскарских берегов.)

   Разумеется, при раскопках были обнаружены предметы, орудия каменного века, сделанные и обработанные рукой человека, в частности в Амбатумануине (Ambatomanoina) найдено подобие изогнутого топора. Но этого очень мало. Исследования продолжаются. Некоторые учёные считают, что здесь были доисторические noceления.

   В народных преданиях, легендах и мифах малагасийцев часто упоминаются вазимба (vazimba) - "те, кто всегда здесь жил". По преданию, представители этого народа были низкорослы. Кем были эти загадочные аборигены? В их низкорослости некоторые исследователи видят признаки палеоафриканских народов - бушменов и пигмеев. Однако существенные затруднения встречает вопрос о путях возможного переселения этих этносов - ведь ни те, ни другие не обладают даже небольшими навыками мореплавания, и, как представляется на сегодняшний день, пересечь для них Мозамбикский пролив было делом намного более сложным, чем плавание индонезийцев через Индийский океан. Ведь народы австронезийской семьи (к которым относятся малагасийцы и индонезийцы), в отличие от пигмеев и бушменов, еще в древности пересекали огромные океанские просторы, заселив самые удаленные от материков земли Тихого океана - Гавайские острова, о. Пасхи и новую Зеландию.

   Однако если участие пигмеев и бушменов в этногенезе малагасийцев остается под вопросом, то участие более высокорослых африканских народов в формировании населения нынешнего Мадагаскара несомненно, причем доля "негроидности" населения Мадагаскара выше всего на западе и юге острова. Также земетен вклад африканцев и в культуру малагасийцев.

   В книге С. Ф. Кулика "Когда духи отступают" можно найти ряд интересных гипотез о первых жителях Мадагаскара. Приведем ряд цитат из этой книги:

   "В апреле 1967 года я присутствовал на организованной Университетом Найроби конференции по истории афро-азиатских связей. Выступивший на ней доктор А. Кристи из Королевского института антропологии в Лондоне в своем докладе попытался объяснить причины появления выходцев из индонезийского мира на далеком Мадагаскаре. Он нарисовал романтическую историю плавания индонезийских рабов на покинувшем Яву индийском парусно-гребном судне, их бунта, полного приключений дрейфа в сторону Мадагаскара, историю создания первой переселенческой колонии на необитаемом побережье и постепенного освоения острова потомками его "случайных" первооткрывателей из Азии.

   Как признал сам А. Кристи, свою гипотезу он создал для того, чтобы "примирить" географию с историей, найти объяснение тому, почему этот африканский остров заселен азиатскими народами.

   Но вскоре на Сейшельских островах журналистская судьба свела меня с Фолько Куиличи. Знаменитый итальянский кинорежиссер и путешественник все еще находился под впечатлениями своей десятилетней одиссеи по Океании, и поэтому наши беседы об островах Индийского океана волей-неволей сбивались на темы их связи с тихоокеанским миром... Только тот, кто никогда не был в Океании и не проникся духом ее народа, для которого морские путешествия и открытия - это смысл жизни, может додуматься до того, что мореплаватели с востока набрели на Мадагаскар "случайно", убежденно говорил он. Еще в прошлом веке новозеландец Э. Шарп, пользуясь статистическим методом, рассчитал пути потерпевших крушение пирог и каноэ и попытался доказать, что именно кораблекрушения и другие "случайности" были основной причиной миграции населения в Южных морях. Однако его теория была отвергнута. Древними мореплавателями двигала потребность в сырье, в торговом обмене, в обновлении ремесла. Кроме того, когда из-за перенаселенности на уже обжитых островах им не хватало земли или когда они терпели поражение в войне, вожди сажали своих подданных в каноэ и выходили в океан. В одно из таких плаваний полинезийцы достигли и Мадагаскара. Неизвестно только, плыли ли суда древних прямо сразу к Мадагаскару, или мореплаватели мигрировали на запад из поколения в поколение, продвигаясь к африканскому побережью через Цейлон, Мальдивы, Сейшелы.

   Все на той же конференции в Найроби оживленный спор разгорелся по вопросу о том, был ли Мадагаскар до появления на нем пришельцев из тихоокеанского мира необитаем, или же они колонизовали остров, ранее уже заселенный выходцами из Африки. Сорбоннский профессор Ю. Дешамп отстаивал точку зрения тех ученых, которые считают, что аборигенами Мадагаскара были наиболее древние обитатели Африки - пигмеи и люди койсанской расы, предки бушменов и готтентотов. В доказательство тому приводились многочисленные примеры из сказок малагасийцев, которые утверждают, что первые мореплаватели, прибывшие с востока, повсюду сталкивались на острове с низкорослыми желтокожими людьми. В одних местах Мадагаскара их называют вазимба, в других - микеа, в третьих - коколампи. Некоторые ученые были склонны считать, что 10 - 11 тысяч лет назад Мадагаскар могли посещать и представители семито-хамитских народов, переместившихся в свое время из Сомали в район Великих озер.

   Однако выступивший позже профессор Пьер Вери из университета Мадагаскара подверг критике теории раннего заселения острова африканцами. Он аргументированно доказал, что в те далекие времена, когда полинезийцы уже претендовали на честь называться древнейшими навигаторами, жители восточноафриканского побережья еще даже не умели плавать. "К тому же, где археологические доказательства того, что африканцы появились на этом острове раньше, чем индонезийцы? - резонно спросил ученый.- Ведь самые ранние находки, связанные с африканским присутствием на Мадагаскаре, относятся к IX веку нашей эры. Эта керамика исламизированных банту, но никак не памятники материальной культуры пигмеев, койсанов или семито-хамитов!"

   Когда же произошло заселение Мадагаскара? В Париже я обратился с этим вопросом к Пьеру Буато, французскому ученому, мировому авторитету по малагасийской истории, более двадцати лет проработавшему на Мадагаскаре.

   - Однозначно на этот вопрос не ответить,- говорит ученый.- Никаких следов доисторического существования малагасийцев, или, как их называют на французский манер, мальгашей, не обнаружено. Это еще раз свидетельствует, что люди на остров пришли из-за моря. Произошло это скорее всего в Х - VI веках до новой эры. Это, конечно, были люди неомеланезийского антропологического типа и примитивной цивилизации, которые, оторвавшись от своей родины и будучи крайне малочисленными, не смогли освоить Мадагаскар. Они ушли в леса, занялись первобытной охотой и собирательством, превратившись в тех "вазимба", которые и фигурируют в мальгашских легендах. Однако, начиная с III века до нашей эры, когда в Индонезии расцветают блистательные цивилизации, на Мадагаскар устремляется новая волна переселенцев. Миграции с Явы, Суматры, Малайи становятся организованными, приток людей на остров все увеличивается. На этот раз доминируют представители индонезийского антропологического типа.

   Постепенно плотность населения прибрежных районов становится слишком высокой для людей, которые живут лишь за счет собирательства и охоты. Так цивилизация вазимба становится достоянием истории. Ей на смену приходит цивилизация земледельцев-рисоводов, которые в поисках новых земель покидают побережье и начинают осваивать горные районы острова. Представляется весьма правдоподобным, что к началу нашей эры основные элементы, из которых сложилось население Мадагаскара, уже находились на острове,- продолжает ученый.

   О том, что это были не африканские элементы, свидетельствует их язык, который лег в основу современного малагасийского языка. Он относится к малайско-полинезийской языковой семье, по своему грамматическому строю и словарному составу ближе всего к тагальскому языку. Даже национальная одежда мальгашей - белая туника, ламба, по-тагальски называется ламбон, по-явански - лембар; по-сундански - ламбор. Технические термины и названия многих предметов, дающие представление о той цивилизации, которую индонезийцы завезли на Мадагаскар, также одинаковы или очень близки в малагасийском и индонезийских языках.

   - Лексические заимствования из африканских и арабского языков носят куда более поздний характер,- заключает П. Буато.- Все это лишний раз доказывает, что первыми людьми на Мадагаскаре были мигранты с Востока. Теория же о вытеснении, аборигенных негроидных элементов переселенцами из индонезийского мира - это выдумка, противоречащая серьезным научным данным. Она была создана колонизаторами для того, чтобы оправдать французскую оккупацию Мадагаскара, доказать, что европейцы имеют на этот остров не меньшие права, чем их азиатские "предшественники-завоеватели".

   Однако безоговорочно утверждать, что нынешнее население Мадагаскара является по происхождению "чисто" индонезийским или малайским, все же нельзя, поскольку в средние века на острове появились довольно многочисленные африканцы и арабы, оказавшие немалое влияние на формирование физического типа малагасийцев. И неудивительно поэтому, что, в то время как 90 процентов наиболее многочисленной народности Мадагаскара, мерина, живущей в центральной части острова, относится к монголоидному типу, большинство сакалава, населяющих обращенное к Африке западное побережье,- к негроидному, а среди антаифаси, испытавших на себе сильное арабское влияние, 28 процентов - к европеоидному. Но все они говорят на одном и том же языке и являются одним и тем же народом - малагасийцами.

   В целом, в вопросе древней истории Мадагаскара еще имеется много неясного, во многом это связано с недостаточными археологическими исследованиями, проводившимися на острове.

Контактная информация

© Madaga.Ru (при использовании материалов сайта ссылка обязательна)